19. 27 сентября 2010 года. Дели (Delhi) — Москва (Moscow)
Утром, собрав рюкзаки и повозившись с упаковкой велосипедов, отправились смотреть минарет Кутб-Минар — высочайший в мире кирпичный минарет. Необходимость в такой высоте объясняется нехитрым образом: победив в 1192 году последнего раджпурского правителя и положив тем самым начало мусульманскому правлению в регионе, военачальник Кутуб-уд-дин Айбек возжелал сделать так, чтобы ни у кого не возникало сомнений в мощи ислама и его превосходстве над индуизмом. Как это сделать? В Индии такие вопросы решаются просто: нужно воздвигнуть минарет, да такой высокий, чтобы мусульманское превосходство над индийской религией могло быть видно из самых отдаленных мест. Вот так несколько поколений султанов в течение нескольких веков стали строить минарет: достраивали этажи, восстанавливали разрушенные молнией части, строили выше и выше. Уже англичане пришли, а они все строили, строили… Англичане, увидав такое дело, в стороне остаться никак не могли: в 1803 году майор Смит надстроил еще несколько метров минарета и – счастливчик!!! — оказался последним в списке строивших. Теперь он поминается всеми историческими источниками, гидами и аудиогидами как человек, закончивший строительство этого чудо-произведения архитектуры.
Остается главный вопрос: что же теперь с ним делать? Минарет с трудом мог отвечать основному своему назначению – призыву правоверных к молитве в расположенной рядом мечети Кувват-уль-Ислам: вряд ли молитва могла быть ясно услышана с такой высоты, хотя, надо признать, звучать она должна была ближе к Богу. Кроме того, подниматься 5 раз в день по почти что 300 ступеням на самый верх минарета и столько же раз спускаться вниз – задача трудно выполнимая даже для спортивного человека. Более того, принимавшие участие в возведении минарета строители и художники-индусы, как оказалось, выражали свой протест против принуждения работать под страхом смерти весьма простым способом: некоторые надписи из мрамора на стенах минарета, выполненные санскритским шрифтом нагари, имеют откровенно ругательный характер, открыто понося мусульман.
Тем не менее для благодарных потомков всех национальностей и вероисповеданий и минарет, и окружающие его мечеть, гробница, железный нержавеющий столб и другие чудеса представляют несравненную ценность: так хорошо полежать в жаркий день в тени деревьев, среди скачущих бурундуков, а над тобой – минарет, из белого и красного мрамора, с прекрасной резьбой…
Вдохновленные минаретом, остаток дня мы посвятили гулянию по Дели, хождению по сувенирам, посещению по-индийски вегетарианского макдональдса и растрачиванию последний оставшихся рупий. Андрей, который после продажи мотоцикла оказался владельцем такого количества местных денежных знаков, что даже он оказался не способен их растратить, выполнял роль банка: вся группа потихоньку выменивала у него рупии, да так активно, что под конец ему и самому уже не хватало.
Разбившись на группы по интересам, мы разбрелись по лавкам, периодически пересекаясь и обсуждая приобретения. Я оказалась в группе с Юлей, Андреем и индусом-продавцом-деревянных-шахмат. Последний принадлежал к разновидности продавцов с ОСОБЕННО настойчивой маркетинговой политикой: в течение нескольких часов наших хождений он, не отставая, преследовал нас с одной единственной просьбой – купить его souvenir wood chess (при этом такие же были в каждой второй лавке). Мы заходили в магазины, мы перекусывали в кафе – он ждал нас; мы убегали от него – он бежал следом; мы запутывали следы – он возникал из ниоткуда; мы уже привыкли и не обращали на него внимания – он преграждал нам путь. Спустя несколько часов несчастный продавец, подустав, все же шел за нами, бубня неотступное «chess, souvenir, good chess». И тут-то случилось самое невероятное: Юля, на протяжении стольких часов всеми способами пытавшая отвязаться от продавца, вдруг совершенно необъяснимым образом пожелала купить пресловутые шахматы. Как это случилось, несмотря на все мои расспросы, я понять не сумела: просто вдруг ей захотелось их купить. Позже, когда я рассказывала эту историю на работе, все очень весело смеялись, но после ребята из Sales департамента полушутя-полусерьезно попросили: «Ты только директору не рассказывай, а то, еще чего доброго, заставит нас так же».
Совсем под ночь уже вернулись в гостиницу, вызвали 2 такси и поехали в аэропорт. Если не считать первых получаса, проведенных в попытке проехать через узкую торговую улочку с расставленными тут и там ларьками и машинами и с кипящей ночной жизнью (наша попытка проехать по ней вскипятила эту жизнь еще сильнее), и последующего прокола колеса у одного из такси (ребятам пришлось спешно ловить другое и перегружать на него все рюкзаки и велосипеды), добрались в аэропорт благополучно. После уже привычного ахалай-махалая со взвешиванием велосипедов и выкладыванием-докладыванием тяжелых вещей из рюкзаков мы успешно погрузились в самолет и полетели на Родину.
Отчеты предыдущих походов:
Путешествие по Индии 2008-2009, 27.12.2008 — 18.01.2009
Однодневный велопоход по Перу — Боливии 2008, 06.06.2008 — 30.06.2008
Отчет о велопоходе по Тибету 2007, 21.09.2007 — 14.10.2007
Путешествие по Вьетнаму в 2006 году, 26.10.2006 — 14.11.2006
Путешествие по Ирану в 2006 году, 23.02.2006 — 13.03.2006